Регистрация 27-28 сентября 2017 г. Москва, Президент-отель

Новости


08.09.2016

Евгений Чаркин, ИТ-директор РЖД: Мы строим вертикаль управления ИТ

 Об ИТ-стратегии

CNews: Какие задачи сейчас стоят перед РЖД и какую роль в их достижении играет ИТ?

Евгений Чаркин: Первоочередная стратегическая задача нашего холдинга – это повышение эффективности по самым различным направлениям: от закупочной деятельности, производительности труда и реализации инвестиционных проектов до реорганизации работы офисного аппарата и менеджмента.

Второе стратегическое направление заключается в формировании клиентоориентированной культуры в компании. Мы совершенствуем обратную связь с пассажирами, для этого функционируют специальные виртуальные приемные. Кроме того, РЖД развивает сервисы, доступные посредством мобильных приложений. Так, к примеру, уже сегодня пассажиры могут приобрести билеты на поезд через мобильный телефон на платформе Android. Клиентоориентированный подход касается и наших внутренних заказчиков: в рамках холдинга мы создали специальную рабочую группу, с помощью которой мы получаем обратную связь от корпоративных пользователей наших ИТ-сервисов.

Наконец, нельзя забывать и об информационной безопасности – это направление всегда находится в центре нашего внимания.

CNews: В чем заключается новая ИТ-стратегия и каковы ваши задачи на новом посту?

Евгений Чаркин: В глобальном смысле наша новая стратегия подразумевает построение вертикали управления ИТ в холдинге, включая дочерние зависимые структуры, c выработкой единой технологической политики развития холдинга и унификацией ИТ-процессов, что даст нам значительную экономию на масштабе и повышение эффективности работы ИТ-служб.

Другая задача – оптимизация расходов: сейчас нам необходимо сократить издержки и определить приоритетные направления для инвестирования. Выбор технологических систем, в развитие которых будут вкладываться средства, определяется в тесном взаимодействии ИТ-специалистов и бизнеса.

Безусловно, одним из приоритетных направлений для инвестирования является развитие мобильных технологий, и к этой категории относится еще одна группа задач, поставленных перед функцией ИТ. Мы собираемся развивать сервисы как для сотрудников, так и для пассажиров и грузоперевозчиков. Так, мы планируем внедрение мобильных рабочих мест для офисных сотрудников (это касается систем отчетности и документооборота) и для персонала, обслуживающего железнодорожную инфраструктуру и подвижной состав.

CNews: Какова динамика ИТ-бюджета РЖД?

Евгений Чаркин: В 2016 году бюджет Программы информатизации сократился примерно на 4% по сравнению с 2015 годом.

Об ИТ-инфраструктуре

CNews: Расскажите о том, какой инфраструктурой ЦОД располагает РЖД и каковы планы по ее консолидации?

Евгений Чаркин: Мы планируем продолжить внедрение средств виртуализации с последующей консолидацией ИТ-инфраструктуры на базе трех или двух основных дата-центров. Сейчас у нас есть два корпоративных дата-центра в Москве и Санкт-Петербурге, строится резервный ЦОД в Екатеринбурге. Мы планируем перенести на эти площадки максимальное количество информационных систем. Кроме того, РЖД располагает сетью из 16 небольших ИВЦ, в которых эксплуатируются системы дорожного уровня.

Централизация ИТ-инфраструктуры позволит нам внедрить корпоративную техническую политику, которая позволит сократить траты за счет экономии на масштабе при закупке стандартного унифицированного оборудования. Централизация также обеспечивает снижение издержек на электроэнергию и сервисное обслуживание техники. В результате мы сможем за меньшие деньги удовлетворить более высокие запросы бизнеса в вычислительных мощностях.

CNews: Как вы оцениваете перспективы флеш-памяти и собираетесь ли внедрять СХД на базе этой технологии?

Евгений Чаркин: Конечно, мы понимаем, что флеш-технологии сегодня означают для бизнеса быстродействие и надежность. В сущности, все решения в области хранения данных, которые мы сейчас планируем внедрять, построены на флеш-технологии.

CNews: Часть инвестиций была направлена на внедрение решений Hitachi Data Systems (HDS). Как вы оцениваете данные решения?

Евгений Чаркин: Это надежные решения, поэтому мы рассматриваем HDS в качестве одного из наших стратегических партнеров.

CNews: Как вы оцениваете эффективность решения SAP Hana?

Евгений Чаркин: Мы довольны работой SAP Hana и активно ее используем.

CNews: Используете ли вы конвергентные решения, которые с помощью software-defined технологий позволяют представить разнородное оборудование в качестве типовых виртуализированных сущностей с единой платформой управления?

Евгений Чаркин: Мы применяем данный подход, и рассматриваем данные технологии в качестве перспективных, так как исторический ИТ-ландшафт носит гетерогенный характер. Применение таких платформ следует рассматривать в русле нашей общей стратегии на консолидацию инфраструктуры.

CNews: Планируете ли вы развивать направление VDI и в чем заключается выгода от развертывания тонких клиентов?

Евгений Чаркин: У нас есть несколько пилотных проектов по внедрению VDI, по их результатам мы планируем развивать инфраструктуру тонких клиентов. Эта технология приносит серьезный экономический эффект за счет использования более дешевого железа на рабочих местах и централизации управления инфраструктурой. Кроме того, такой подход позволяет обеспечить более высокий уровень информационной безопасности: данные хранятся на удаленном сервере вместо локальной станции, что позволяет снизить риск утечек и несанкционированного доступа.

О мобильности

CNews: Каковы ваши планы по развитию мобильных сервисов для пассажиров?

Евгений Чаркин: Во-первых, мы будем развивать каналы обратной связи через мобильные телефоны. Во-вторых, расширим круг сервисов, доступных через мобильные приложения. В частности, в распоряжении РЖД есть развитая вокзальная инфраструктура, возможности которой мы планируем донести до пассажиров через мобильные инструменты.

CNews: Мобильные приложения бесполезны, если нет подключения к сети. Как вы планируете развивать Wi-Fi в поездах?

Евгений Чаркин: Доступ к Wi-Fiесть в поездах «Сапсан», а также у пассажиров «Ласточки» и «Стрижа» по некоторым направлениям. Кроме того, беспроводной доступ к сети реализован на 79 крупнейших вокзалах страны. Мы планируем повышать качество существующей Wi-Fi-инфраструктуры и увеличивать количество поездов дальнего следования, оборудованных Wi-Fi, аналогичные планы существуют и для пригородных электричек.
Сейчас мы исследуем инфраструктуру вокзалов и поездов в плане создания бесшовного соединения Wi-Fi, чтобы пассажирам не приходилось заново искать сеть и подключаться после посадки в поезд. Принято принципиальное решение о реализации подобного проекта, в данный момент мы определяем сроки и технические детали.

CNews: Какие мобильные сервисы сейчас доступны сотрудникам РЖД, и что вы планируете делать в этом направлении?

Евгений Чаркин: В настоящий момент на планшетах Windows для руководителей реализован сервис документооборота и доступа к электронной почте. В ближайшей перспективе мы увеличим количество доступных через мобильные устройства систем (внедрим ресурсы для проведения безбумажных совещаний, например), расширим аудиторию этих сервисов и добавим поддержку новых платформ (iOSи Android).

Для сотрудников, занятых обслуживанием подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, мы развиваем мобильные сервисы, связанные с техобслуживанием и ремонтом. В настоящий момент мы реализуем пилотный проект в этой области.

Об ИТ-сервисах и корпоративных ИТ-системах

CNews: Какие ИТ-системы являются для РЖД ключевыми?

Евгений Чаркин: Ключевой для функционирования нашего холдинга и самой широкой является система SAP ERP, к которой подключено порядка 250 тысяч человек. Кроме того, используется большое количество локальных ИТ-систем с более узким кругом пользователей. В мои задачи входит унификация и централизация исторически сложившегося ландшафта, включая замену устаревших систем на новые и ликвидацию дублирования функционала. До конца этого года планируется выработать соответствующий план.

CNews: Есть ли у вас проекты по импортозамещению? Возможна ли в будущем миграция на отечественную систему ERP?

Евгений Чаркин: Действительно, возможность применения отечественных решений рассматривается в области корпоративной ERP-системы (совместно с отечественными поставщиками ERP-решений у нас создан проект-лаборатория, где мы тестируем решения 1С, корпорации «Галактика» и «Информконтакт» – (система «Альфа»)). При этом мне не известно об отечественных решениях, которые могли бы работать на таких масштабах. Во-вторых, в развитие системы SAP были вложены существенные средства, а потому перевнедрение на базе отечественного решения требует серьезных обоснований с точки зрения экономики и бизнеса. Поэтому решение может быть принято только после всестороннего тестирования и подготовки технико-экономического обоснования.

CNews: Довольны ли вы уровнем договоров о качестве оказания ИТ-услуг (SLA), которые сейчас применяются в холдинге?

Евгений Чаркин: Мы используем SLA как при работе с внешними партнерами, так и при оказании услуг внутренним заказчикам. Внутренний SLA на данный момент носит слишком общий характер, поэтому, совместно с нашими заказчиками, до конца года мы сделаем его более жестким и конкретным.

CNews: На зарубежных железных дорогах активно внедряются технологии интеллектуальной диагностики транспортной инфраструктуры и подвижного состава с использованием датчиков интернета вещей. Проводится ли аналогичная работа в РЖД?

Евгений Чаркин: В РЖД уже внедрены различные системы сбора данных, включая видеокамеры и датчики, информирующие о состоянии подвижного состава и инфраструктуры. Поступающие данные расшифровываются и подвергаются анализу с целью выявления дефектов. В будущем поезда будут обвешены еще большим количеством датчиков и видеокамер, собранные данные будут анализироваться в режиме онлайн, а результаты будут сразу доводиться до ответственных сотрудников через мобильные рабочие места.

CNews: Насколько реалистично выглядит идея полного отказа от труда машинистов и управления поездами в автоматическом режиме?

Евгений Чаркин: Более чем реалистично – учитывая, что РЖД уже использует подобный подход на сортировочных узлах. Так, например, на Усть-Лужском транспортном узле сортировка вагонов проходит полностью без участия человека. Можно быть уверенными: будущее железнодорожного транспорта – за инновационными технологиями, делающими наши поезда безопасными, а грузоперевозки – быстрыми и удобными.

Источник: data.cnews.ru


Возврат к списку