Минтранс, Комитет Госдумы по транспорту и строительству и еще ряд отраслевых организаций создали ассоциацию "Цифровая Эра Транспорта". Ее президентом стал депутат Госдумы и член упомянутого комитета Сергей Тен. Ассоциация будет заниматься продвижением интеллектуальных транспортных систем (ИТС), включая беспилотные автомобили, анализом и разработкой нормативных правовых актов, рейтингом цифровизации транспортной отрасли в регионах. Игроки рынка признают, что внедрение элементов ИТС по регионам России происходит неравномерно и хаотично. Кроме того, проблемы есть и в отрасли беспилотного транспорта.
Как рассказал член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Тен, идея создать такую ассоциацию появилась на международной конференции "ИТС регионам" в Орле в марте этого года. "Нам нужна не просто эпизодическая дискуссия от конференции к конференции, а системная работа. В диалог вовлечены Минтранс, "Ростелеком", ГК "Ростехнологии", Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", регионы, Росавтодор", - заявил он, выступая на II Международном форуме "Интеллектуальные транспортные системы России". Вчера ассоциация "Цифровая Эра Транспорта" подписала рамочное соглашение о сотрудничестве с Росавтодором. Стороны будут работать над внедрением на российских дорогах электронных автоматических систем контроля и управления движением. Такие сервисы позволят увеличить скорость движения транспорта, сократят аварийность и повысят эффективность бюджетных вложений в инфраструктуру.
В наблюдательный совет Ассоциации вошли помощник министра транспорта РФ Юрий Лахин, президент ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей "Росасфальт" Николай Быстров, замруководителя Росавтодора Игорь Астахов, председатель Общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин. Участниками правления стали гендиректор ГУП "МосгортрансНИИпроект" Александр Поляков, председатель совета кластера ГЛОНАСС (К-57) в Орловской области Александр Семкин. Исполнительным директором ассоциации стал директор форума "ИТС России" Антон Журавлев. Сергей Тен надеется, что членами ассоциации станет большое количество представителей бизнеса. Росавтодор также возлагает большие надежды на ассоциацию. "Совместная работа будет эффективнее, чем если бы мы работали каждый по отдельности", - считает он.
Ассоциация охватит вопросы, связанные и с авиасообщением, и с работой портов, и с речными перевозками, и с логистическими проектами. "Но в первую очередь мы планируем сосредоточиться на вопросах инфраструктуры наших городов и дорог. Нам нужно провести анализ существующих у нас и за рубежом нормативных актов и стандартов, а также оперативно разработать необходимые документы. Мы сотрудничаем с различными структурами, которые занимаются продвижением развития беспилотного транспорта", - отметил Сергей Тен.
Он подчеркнул, что Ассоциация будет также проводить ежегодный рейтинг цифровизации транспорта в регионах, и он будет публичным. "Внедрение элементов ИТС по стране происходит зачастую локально, неравномерно, системы не увязаны между собой, нет должной научной и концептуальной проработки. Единицы среди 85 субъектов проявляют инициативу и сами развивают ИТС в России. При этом последовательного целевого финансирования на уровне регионов тоже нет", - перечислил депутат.
Выступая на форуме, руководитель Росавтодора Роман Старовойт отметил, что транспортная система России - кровеносная система экономики и одновременно драйвер технологических инноваций. "Росавтодор уже второй год реализует проект "Караван", который подразумевает подготовку дорожной инфраструктуры для движения беспилотных автомобилей. Это будущее, которое не так далеко, как кажется. Уже сегодня в Европе и США есть такие автомобили, которые двигаются по улицам и городам мировых столиц. В октябре был анонс презентации Tesla - грузового электромобиля, который будет двигаться в беспилотном режиме. Недавно в США прошел тест электроавтобуса, который на одном заряде проехал болеее 700 км. Эти технологии подхлестывают нас, и мы имеем шанс захватить пальму лидерства, имея все те наработки, которые есть сегодня", - отметил он.
Президент компании - разработчика ПО и систем автономного вождения для наземного транспорта Cognitive Technologies Ольга Ускова посетовала на то, что глава Росавтодора не упомянул в своем выступлении беспилотный КАМАЗ. "Беспилотный КАМАЗ еще три года назад поехал. Уже делают заказы, и он выйдет на дороги в 2018 г. Но никаких правил регулирования в этой области не произошло", - разочарована она.
По словам Ольги Усковой, в мире по официальной статистике в 2016 г. зафиксировано 1,2 млн погибших в ДТП, и Россия занимает по количеству таких случаев третье место. "Роботизированные и автоматизированные системы снижают риск субъективного фактора и обеспечивают спасение человеческих жизней", - сказала она, подчеркнув значение беспилотного транспорта.
Кроме того, Ольга Ускова обратила внимание на то, что взаимодействие бизнеса и государства в этой сфере идет тяжело. "Для нас Минтранс является ключевым министерством. Мы можем обойтись без Минпромторга: мы инвестировали, производим и продаем по всему миру наши продукты сами. Мы можем обойтись без Минкомсвязи: к сожалению, они сильно отстают и не в тренде роботизированных технологий. Но мы не можем обойтись без Минтранса. У нас много вопросов и нам очень хочется с ними взаимодействовать. Однако работы не идут и обсуждения не ведутся", - пожаловалась Ольга Ускова, добавив, что обсуждение этих вопросов с представителями Госдумы тоже идет небыстро.
По ее мнению, надо решить три ключевых вопроса, которые снизят риски для людей на дорогах и помогут разработчикам ИТС. Это подробные цифровые 3D-карты, специальные информационные знаки для автороботов и метки, которые нашиваются на одежду пешеходов для более четкого их распознавания на дороге. "Эти три режима не требуют суперинвестиций от государства. Но нужны организационные усилия, чтобы заниматься этими вопросами. Нам важна синергия с Минтрансом, позиция министра, нам необходимо разбудить Комитет по транспорту Госдумы", - эмоционально сказала Ольга Ускова.
В ответ на ее слова замруководителя Росавтодора Игорь Астахов возразил: "Вы говорите, что не делается ничего. Но на самом деле, мы действительно работаем, но результат не может появиться сразу. Когда дорожники начали по инициативе Романа Старовойта работать над темой беспилотного транспорта, мы стали общаться со всем участниками процесса. С КАМАЗом мы тесно и много работаем, приглашаем их на все заседания нашей рабочей группы, беседовали по перспективам беспилотных КАМАЗов, собираем всех участников этого проекта, чтобы опеределить технические параметры демонстрационного проезда автомобиля по нашим дорогам", - отметил он.
По словам Ольги Усковой, если в России не появится необходимого регулирования беспилотного транспорта, то страна "получит" регулирование из-за рубежа. Она обратила внимание на то, что в России запрещено использование беспилотников на дорогах общего пользования. "У нас нет процедуры лицензирования испытаний на дорогах", - посетовала она.
Председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин заметил, что выступление Ольги Усковой напоминает выступление Генри Форда на съезде каретных фабрикантов в 1903 г.: "Они говорили о конструкциях карет и их оснащении, а молодой и наглый Форд сказал, что "вашу продукцию покупать скоро никто не будет". И через пять лет уже начался век Форда".
На форуме министр транспорта РФ Максим Соколов обратил внимание на влияние цифровых и интеллектуальных систем на качество и безопасность пассажирских перевозок. Они помогают привлечь частный бизнес к разработке автоматизированных систем управления транспортом, создать единые сети продажи билетов и оплаты проезда на различных видах транспорта. "Это, в свою очередь, позволит поддерживать здоровую конкуренцию, снижать стоимость предоставляемых услуг и улучшать их качество для конечного пользователя", - уточнил он. Министр сообщил, что Минтранс вместе с другими ведомствами работает над созданием условий для безопасной и эффективной эксплуатации беспилотных транспортных средств. Госорганы совместно решают поставленную правительством задачу по устранению законодательных, инфраструктурных и других ограничений, препятствующих внедрению беспилотных ТС.
Кстати, дискуссионной деловой площадкой для обсуждения вопросов развития автотранспортных средств с элементами искусственного интеллекта и интеллектуальных транспортных систем станет Федеральный форум "
Источник: www.comnews.ru