- Сергей Юрьевич, 27 – 28 сентября состоится Второй международный форум «Интеллектуальные транспортные системы России» - это площадка, на которой представители власти и бизнеса обменяются мнениями по широкому кругу вопросов развития ИТС в нашей стране. Какую роль в развитии нашей экономики играют ИТС и почему?
- Давайте разберемся. Мы живем в удивительное время: на наших глазах заканчивается эра автомобилизации, которую начал Генри Форд в далеком 1908 году. Меняется само место автомобиля в жизни человека: он перестает быть необходимым персональным транспортным средством. В чем преимущества владения автомобилем в мегаполисе? Время, потерянное в пробках, время, потраченное на поиск парковки, сервис, мойку. Бремя владения автомобилем реально перевешивает преимущества владения. Сегодня многие понимают, что будущее за каршерингом и аналогичными сервисами. На мой взгляд, все гораздо глубже и шире – речь идет о переходе в эру цифровой дорожной инфраструктуры на основе системы тарификации и мобильных сервисных услуг. Проще говоря: если мне нужно быстро и комфортно добраться из точки А в точку Б, то я готов платить за реальное время и реальное расстояние в километрах. Не за факт наличия автомобиля или другого транспортного средства, а просто за ясно и четко тарифицированный транспортный сервис. Все остальное: развитие беспилотных транспортных средств – не только автомобилей, но и поездов, самолетов, грузовых авто, каршеринг, байкшеринг, платные дороги, транспондеры и прочее – просто последствия развития этой новой парадигмы.
- Согласитесь, ведь мы живем в экономическом мире – кто кому и сколько должен платить? По-моему вопрос не риторический?
- Вы правы, транспортная сфера это пересечение интересов не только пассажира и перевозчика, но и страховщиков, регуляторов движения (ГИБДД, транспортная инспекция и другие), дорожников (строительство, содержание и ремонт транспортных путей), операторов различных видов связи и многих других. То есть всех, кто движется и обеспечивает движение. И конечно, государства, поскольку большая часть дорог у нас государственные – то и бремя их строительства, содержания и ремонта государство должно как-то компенсировать. Классически – взимая различные налоги. И поскольку пользователь хочет платить только за реальные тарифицированные услуги, то возникает необходимость урегулировать эти новые юридические и экономические отношения на законодательном уровне. К примеру, в Европе реальная работа в этом направлении началась в 2005 году. В 2010 году появился базовый документ - Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/40/ЕС об общих основах размещения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в сфере дорожного транспорта и взаимодействия с другими видами транспорта. На ее основе разработано уже более 400 европейских норм - стандартов, которые четко регулируют отношения в рамках ИТС. К слову, в Германии – локомотиве Евросоюза - даже Министерство транспорта переименовали – сегодня оно называется Министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. Это отражает переход на новый уровень индустриального развития – к цифровому транспорту и цифровой экономике в целом.
- А что у нас? Не отстаем ли мы в цифровизации экономики и транспорта в частности?
- Новая реальность – уже вокруг нас: мы пользуемся смартфонами с различными транспортными приложениями, активно используем байкшеринг, каршеринг, на личных авто у многих установлен транспондер (иногда – несколько). Многие пользовались «умными» остановками транспорта – с электронными табло рейсов, зарядками для смартфонов, интерактивными информационными картами. То есть развитие есть, и довольно активное. Проблема в том, что развитие идет не равномерно и всё, что я перечислил ранее, в большей части относится к Москве и некоторым регионам, которые оказались более расторопными и способными идти в ногу со временем. Я не случайно обратил внимание на европейский опыт: сама цифровая экономика правильным образом не сложится. Необходим четкий план ее создания. То есть единая для государства, экономики и общества стратегия цифровизации, в частности – транспорта. Не обойтись без разработанного на основе этой стратегии пакета стандартов, унифицирующих требования к платформе и архитектуре ИТС, аппаратному и программному обеспечению. Задачи в этой сфере Президентом и Правительством Российской Федерации поставлены – воля государства есть. Бизнес готов, и уже инвестирует средства в развитие ИТС с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Безусловно важно, чтобы в ИТС были представлены прежде всего отечественные компании. С нормотворчеством и стандартизацией – сложнее. И именно здесь, на мой взгляд, в первую очередь должны быть сосредоточены усилия законодателей, специалистов министерств, ведомств, экспертного сообщества, участников рынка. Необходимо срочно разработать детальные, прозрачные и всех устраивающие правила игры в этой сфере. Ведь развитие транспорта касается каждого из нас.
Источник: www.stroyorbita.ru