В Москве обсудили перспективы развития Mobility as a Service
Москва, 21 апреля 2017 г. – Сегодня в Москве в рамках международного форума «Интеллектуальные транспортные системы России» состоялся бизнес-завтрак «Мобильность как услуга (MaaS)». Эксперты обсудили перспективы развития MaaS в российских городах, а также рассмотрели результаты некоторых реализованных в этой области проектов.
Встречу открыл Михаил Яковлевич Блинкин, председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. Он подчеркнул значимость MaaS для развития современных мегаполисов.
«Мы находимся на пороге нового века перевозок в эпоху цифровых технологий - Digital Age Transportation. Именно поэтому наша дискуссия чрезвычайно важна, так как касается всех. И бизнеса, который занимается развитием этого направления – он уже живой, работающий, а не теоретический. Она затрагивает и специалистов в этой области, и власти, а самое главное – обывателя. Последнее чрезвычайно важно, потому что развитие индустрии приложений для гаджетов делает информацию доступной простым пользователям, а значит меняется и подход к использованию транспорта, – прокомментировал Михаил Блинкин. – Это и привело к тому, что появился термин Mobility as a Service, который из «модной фишки», какой был еще недавно, сегодня превратился в действительно удобные для пользователя сервисы».
Павел Ишанов, представитель в России компании PayiQ (Финляндия), член правления ITS Finland, отметил, что сегодня MaaS – это интегрированное решение, действующее по принципу «от двери до двери» и обеспечивающее планирование и осуществление в реальном времени мультимодальной поездки от точки А в точку Б с использованием разных видов транспорта с одним «умным» билетом и единым счетом на оплату в конце месяца. MaaS способна решить проблемы пользователей транспорта: сервис всегда на шаг впереди, информирует об отменах рейсов и пробках, находит быстрые пути передвижения – в этом его важное преимущество.
«Из-за ускорения урбанизации и изменения окружающей среды города поставлены перед необходимостью предоставления все большего количества транспортных услуг для все более растущего числа пользователей. При этом необходимо снижать объемы вредных выбросов в атмосферу. Размер глобального рынка транспорта более миллиарда евро. Средний доход на пользователя – 300 евро. Это примерно в 10 раз выше, чем в секторе телекома, – рассказал Павел Ишанов. – Но транспорт – это рынок, где деньги в основном идут на владение машинами. Между тем, личный автомобиль в среднем используется лишь 4% времени, а 96% времени стоит припаркованным. С появлением автономного транспорта, удорожанием парковок и ростом стоимости пространства для трафика, развитием экономики совместного потребления, Интернета вещей, приложений для заказа транспорта и оплаты, дальнейшей сервисизации экономики и общества, акцент будет смещаться с владения на пользование. Мы не покупаем отель, чтобы отдохнуть у моря. Для создания экосистемы MaaS необходимы инфраструктура, услуги, а также обеспечение эффективного управления и регулирования. Это и есть те направления, над развитием которых нам в России надо активно работать».
У PayiQ есть опыт реализации MaaS-проектов в Финляндии, которые были представлены участникам бизнес-завтрака. Кроме того, Павел Ишанов рассказал, что в ближайшие дни компания начнет сотрудничать с транспортной картой «Тройка» в Москве. По результатам обсуждения перспектив взаимодействия правительство Москвы предложило PayiQ создать дорожную карту перехода от офлайн к онлайн-инфраструктуре, поскольку данная концепция хорошо работает в условиях онлайн и открытых API.
Вадим Юрьев, руководитель ГКУ ЦОДД г. Москвы, рассказал об опыте использования MaaS в Москве. По мнению представителя ЦОДД, мобильность должна выполнять сразу несколько задач. И самая главная – это возможность оптимизировать маршрут горожан с нужным приоритетом общественного транспорта. Чтобы это обеспечить, в Москве активно модернизируется общественный транспорт. В прошлом году для этого была запущена новая маршрутная сеть «Магистраль». Появились два «прокола» через Садовое кольцо, которых раньше не было. Сейчас «Магистраль» – это 17 новых маршрутов, перевозящая 450 тыс. пассажиров ежедневно. Автобусами, ездящими только внутри «Кремлевского кольца», каждый день пользуются около 125 тыс. горожан. Это потребовало больших изменений в организации дорожного движения.
«Наши задачи – создать инфраструктуру и предоставить информацию приложениям. Для этого в рамках ИТС развернуты РНИС (региональная навигационно-информационная система) и РПД (расчет параметров движения), – рассказал Вадим Юрьев. – Город меняет стиль жизни людей. Если поколению моих родителей было очень важно купить машину, то нашим детям это уже будет не интересно. Остаться на связи, общаться в социальных сетях и ехать в метро – это сегодня важнее для горожан, чем наличие собственного автомобиля. Мы в ЦОДД сегодня в состоянии динамически управлять потоками людей, бороться с инерцией движения пользователей транспорта, например, снизить пассажиропоток на кольцевых станциях метро. Мы видим перспективы MaaS и будем дальше развивать это направление».
Участники дискуссии также поддержали идею постепенного внедрения MaaS в России. Так, представитель «Ростелекома» Алеся Мамчур подчеркнула, что «умный город» не сможет обойтись без темы мобильности. В концепцию «умного города», над которой работает оператор, заложены, в том числе, и мультимодальные планировщики поездок, и ИТС, и датчики – все это должно привести к снижению времени нахождения в дороге. Однако пока число приложений, опирающихся на данные по загрузке дорог, минимально. Их число можно увеличить, сделав открытыми данные, которыми пользуются города.
Также было отмечено, что развитие общественного транспорта в Москве уже влияет на предпочтения горожан. Например, электрички стали менее востребованы. Эту ситуацию надо менять, так как этот транспорт также позволяет сократить время в дороге и снизить загрузку транспортных артерий.
Одним из важных событий в рамках бизнес-завтрака стало поддержанное экспертами предложение Михаила Блинкина о создании национальной ассоциации участников рынка ИТС.
«Много общаясь с регионами, я убеждаюсь в том, что уровень компетенции в области ИТС в регионах угрожающе невелик. А в программе «Безопасные и качественные дороги» прописано внедрение ИТС в 38 регионах уже в 2018 году. В связи с этим, с моей точки зрения, необходимы шаги, в решении которых важную роль может сыграть создаваемая ассоциация, – подчеркнул Николай Быстров, председатель технического комитета ТК-418. – Во-первых, под эгидой Минтранса нужно создать обучающие программы, по которым должны пройти курс 38 регионов, иначе осмысленно заниматься внедрением ИТС там будет просто некому. Во-вторых, чтобы не создалась ситуация, когда в регионах ввиду незнания начнут внедрять устаревшие либо нестыкуемые между собой системы, необходимо разработать перечень одобренных технических решений, которые рекомендуются к использованию и в случае внедрения могут между собой взаимодействовать. Убежден, что без решения этих вопросов реальное движение вперед будет затруднительно».
Обсуждение всех вопросов, которые были затронуты в рамках данной дискуссии, будет продолжено на международном форуме «Интеллектуальные транспортные системы России» 27-28 сентября 2017 года в Москве.