23 марта 2017 года в Орле при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства и Правительства Орловской области началась конференция «ИТС регионам». В рамках первого дня участники обсудили перспективы приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», а также рассмотрели успешные кейсы и практику применения информационных транспортных систем в регионах России.
«То, что Орел был выбран в качестве площадки, на которой можно будет обсуждать важные темы, связанные с ИТС, очень важный факт, – подчеркнул в рамках открытия конференции Александр Бударин, первый заместитель губернатора и председателя Правительства Орловской области. – Сегодня, практически не осознавая этого, мы вошли в новую эпоху: информационные системы глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Это касается и дорожного хозяйства».
Александр Бударин заметил, что Орловская область активно участвует в различных интересных проектах, которые стали частью народнохозяйственных комплексов региона. Создан кластер специального приборостроения, кластер ГЛОНАСС, проходит большой спектр работ, который сегодня вполне успешно коммерциализируется. Разрабатываемые в регионе технологии присутствуют в большом количестве стран. Со следующего года будет внедряться интеллектуальный весовой контроль – это локальный пример, который демонстрирует значение ИТС. Для Орловской области вопрос сохранности дорог при активном развитии сельского хозяйства чрезвычайно важен.
«Конференция «ИТС регионам» позволит создать своеобразное поле, которое станет притяжением для различных инновационных идей, которых нам очень не хватает, – уверен Александр Бударин. – Мы наконец-то должны перейти от сырьевой экономики к интеллектуальной. Интеллекта нам не занимать, нам нужно лишь правильно его организовать, и конференция поможет это сделать».
Игорь Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства, заметил, что бизнес, который занимается основами ИТС, эффективно работает в самой Орловской области и не замыкается в ее пределах.
«Нас радует, что за пределами столицы бизнес эффективно занимается вопросами внедрения ИТС, – сказал Игорь Астахов. – Понятие ИТС со временем меняется, поэтому нам надо быть всегда в фарватере мировых трендов. То, что сейчас на конференции присутствуют представители 18 регионов, позволяет надеяться, что полученную здесь информацию будут использовать в субъектах федерации. Участники поделятся опытом внедрения ИТС, и в результате наше движение к развитию ИТС будет более эффективным и быстрым».
Успешным практикам и эффективным решениям в рамках первого дня конференции были посвящены две сессии. В частности, был представлен опыт внедрения ИТС на автомобильных дорогах Новосибирской области, результаты использования ИТС на комплексном дорожно-испытательном полигоне в Калужской области. Николай Быстров, председатель технического комитета ТК 418 «Дорожное хозяйство», президент Ассоциации РОСАСФАЛЬТ, рассказал о том, как развивается идея запуска полигона.
«Очень важно, что в этом проекте участвуют не только федеральные деньги, но и бизнес на условиях государственно-частного партнерства – это принципиальная позиция Минтранса. Уже по предложению бизнеса в полигон будет включена секция по тестированию барьерных ограждений. Раньше была лишь одна площадка для этого – Дмитровский полигон, но эта площадка уже устарела и не соответствует требованиям. Наш же полигон сможет стать уникальным не только для России, но и для всего мирового дорожного сообщества, - рассказал Николай Быстров. – Тестированию ИТС на полигоне также будет уделяться больше внимание – созданию пространственной модели ИТС, различных видов линейного оборудования, разработке методологии управления транспортным потоком. И это не закрытый перечень. Мы надеемся получить от участников конференции предложения по наполнению этой части проекта».
Особое внимание участниками конференции «ИТС регионам» было уделено проекту по внедрению систем автоматизированного весогабаритного контроля, который в этом году выйдет на новый этап развития. Как рассказал Игорь Старыгин, генеральный директор Ассоциации РАДОР, 31 пункт автоматического весогабаритного контроля уже установлен. Еще 120 будут установлены в ближайшие два года.
Также в ходе конференции обсуждались особенности и перспективы реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». «Стратегически проект, который запускается в 34 городских агломерациях, будет пилотным, – заметил Игорь Старыгин. – Многое предстоит сделать. Но субъекты РФ взяли на себя более высокие обязательства, и это очень позитивный факт, свидетельствующий об их заинтересованности».
«Сегодня дорожный комплекс находится на пороге больших перемен. Расширение границ внедрения ИТС по всей России является важнейшим этапом для развития всей транспортной отрасли. Мы все знаем, что предназначение автодороги – обеспечение безопасного, комфортного и быстрого перемещения граждан и грузов. Внедрение ИТС поможет достичь этих целей, – сказал Сергей Тен, член Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Российской Федерации. – У ИТС две задачи: обеспечение безопасности на дорогах и сохранности этих дорог. Создание автоматизированных систем контроля за нарушением ПДД и систем автоматизированного весогабаритного контроля должны помочь решить эти две задачи. И проект «Безопасные и качественные дороги», который реализуется в городских агломерациях, также направлен на достижение этих целей».
Сергей Тен подчеркнул, что многие решения в нашей стране нуждаются в режиме ручного управления. По его словам, сегодня среди 85 субъектов РФ есть регионы-передовики в области внедрения ИТС, такие как Орловская область, но основная масса в этом процессе отстает. Причина в том, что успех подобных начинаний зависит от государственной воли и от заинтересованности руководителей конкретных регионов. Бизнес уже готов идти в эту сферу, есть даже источники финансирования – нужна лишь государственная поддержка и желание внедрять ИТС на местах.
Участники конференции выразили уверенность в том, что на данный момент Россия уже не находится в числе отстающих стран по уровню развития ИТС, и это не может не радовать. «Что касается умных систем на дороге, мы не в мировой провинции – мы на общем поле, отставания нет. Мы, возможно, отстаем по количеству денег, которые можем на это тратить, но в остальном – нет», – пояснил Михаил Блинкин, председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.
«Мы, конечно, должны помнить, что важно знать модные концепции, такие как уберизация, каршеринг и так далее, знать, что ведет к цифровой трансформации. Но главное – нужно учитывать, что важнее действовать, чем бездействовать, – прокомментировал Юрий Урличич, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. – У нас есть положительные примеры – например, ГЛОНАСС и «ЭРА ГЛОНАСС». Эти проекты уже оказались успешными, хотя на старте их поддерживали единицы. В мире всё для активных: для них пишут законы, всё создается их руками. Поэтому я призываю бизнес-сообщество дерзать, тогда все получится».