Количество зарегистрированных в Москве машин на 2016 год составляло 5,6 миллиона. С каждым годом эта цифра увеличивается на 8–10 процентов. Многие приезжают каждый день в столицу на работу или просто пересекают город по пути в другие регионы. Все это создает колоссальную нагрузку на транспортную инфраструктуру мегаполиса.
Проблему пытаются решить многими способами – от ограничений въезда для грузовиков до популяризации общественного транспорта. Строятся новые дороги и развязки. Только в 2017 году планируется построить около 100 километров дорог, 26 мостов, эстакад, тоннелей и путепроводов. Еще одна важная составляющая – организация платных парковок.
Интеллектуальная транспортная системаНо строительства эстакад и ограничений въезда недостаточно. Нужно еще правильно организовать трафик в сложившихся на сегодняшний день условиях. Специально для этого в Москве создали Интеллектуальную транспортную систему (ИТС) – программу, с помощью которой контролируется движение всего транспорта. В ее основе – применение современных информационных технологий.
Проектирование ИТС велось еще в конце 2010-х. Для ее создания перенимался опыт Мюнхена, Мадрида и Пекина, где такие системы успешно функционируют с 90-х годов. Центральным звеном ИТС является Ситуационный центр ЦОДД. Несколько десятков операторов следят за ситуацией на дорогах, управляют движением и координируют работу пассажирского транспорта – метрополитена и наземного общественного транспорта.
В их распоряжении вся актуальная информация с различных периферийных устройств – светофоров, камер видеонаблюдения, детекторов транспорта или табло отображения информации. Это позволяет оперативно вносить изменения в движение транспорта на том или ином участке.
Всего к Ситуационному центру подключены более 1400 стационарных камер фотовидеофиксации, более 2 000 камер телеобзора, а также 163 табло отображения информации, 3300 детектора транспорта. Система управления дорожным движением объединяет около 1 700 светофоров с возможностью централизованного управления.
Сигнал светофораОператоры могут переключаться на нужные камеры, поворачивать их в нужном направлении и при необходимости переключать сигнал светофора. Раньше этим занимались сотрудники ГИБДД, которым приходилось выезжать на место. С помощью светофоров можно эффективно контролировать потоки, причем не только в пользу увеличения пропускаемости.
К примеру, светофоры можно настроить таким образом, чтобы машины проезжали несколько перекрестков без остановки. Это называется «зеленая волна», и чаще всего ее «запускают» на вылетных магистралях в часы пик. В утренний час пик, к примеру, операторы следят минимум за 30 наиболее загруженными перекрестками.
А вот в ночные часы, когда на дорогах свободно, движение, наоборот, ограничивается частым включением красного сигнала. Это делается для того, чтобы водители не успевали разгоняться и соблюдали скоростной режим.
В круглосуточном режиме работает дежурная смена, которая постоянно взаимодействует с ГИБДД, МЧС и другими службами. Если произошло крупное ДТП, операторы дежурной смены оповещают водителей с помощью информационных табло. Такое регулирование уже сейчас позволило разгрузить выделенные магистрали. Скорость реакции на чрезвычайные обстоятельства увеличилась на порядок, а светофоры теперь работают в единой системе.
Все под контролемС помощью камер можно не только следить в режиме реального времени за трафиком, но и фиксировать правонарушения. Стационарные камеры способны вычислять превышение скоростного режима, движение по выделенке и проезд грузового транспорта там, где это запрещено.
Есть мобильные комплексы, которые устанавливаются на машинах-парконах. С их помощью выявляются неправильно припаркованные автомобили и фиксируются нарушения оплаты парковки. Всего камеры фотовидеофиксации способны выявлять 17 видов нарушений. Вся полученная информация стекается в ИТС.
Также в ИТС поступают данные в виде треков движения с городского транспорта, оборудованного трекерами ГЛОНАСС – это наземный общественный транспорт, такси, коммунальная техника и парконы.
Общественный транспортОперативная регулировка общественным транспортом также играет значимую роль в организации движения в городе. Благодаря трекерам ГЛОНАСС диспетчеры имеют возможность в режиме реального времени определять точное местоположение транспортных средств и корректировать интервал движения в случае сложной ситуации на дорогах.
Пиковые значения перевозок приходятся на осень и весну. Летом, во время сезонного снижения пассажиропотока, выпуск подвижного состава на линиях корректируется в соответствии с потребностями жителей города. По окончании периода отпусков транспортное обслуживание восстанавливается в полном объеме.
Неблагоприятные погодные условия в зимнее время иногда приводят к осложнению дорожно-транспортной ситуации, но, как правило, такие затруднения носят локальный характер и в целом не влияют на работу маршрутов. В Мосгортрансе следят за ухудшением погодных условий, и при необходимости усиливают работу служб, поддерживающих в надлежащем состоянии трамвайные пути и контактную сеть электротранспорта.
Проезд закрытЕще одна мера оптимизации городского трафика – ограничение проезда крупногабаритного транспорта. С 1 марта 2013 года в Москве действует запрет на въезд фур на МКАД в дневное время, а с 1 сентября 2015 года запрещен въезд в пределы МКАД и движение по трассе автобусов стандарта ниже «Евро-3».
Кроме того, с 1 мая по 1 октября вводятся дополнительные ограничения на движение грузового транспорта по кольцевой дороге – им запрещено выезжать на МКАД в пятницу, субботу и воскресенье, а также в нерабочие праздничные дни с 6:00 до 24:00.
Также в столице реализуется проект «грузовой каркас». В рамках этого проекта движение грузовиков массой более 2,5 тонны ограничено в трех столичных округах – Северном, Северо-Восточном и Восточном. Передвигаться по их территории можно только по определенным маршрутам. На въездах в жилые зоны установлены знаки, запрещающие транзитный проезд. За нарушения взимается штраф.
Если введенные ограничения себя оправдают, в IV квартале 2017 года «грузовой каркас» расширят на всю Москву.
Спускаемся в метроВ феврале 2016 года в Москве заработал центр управления обеспечением транспортной безопасности московского метрополитена. Он расположен в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе недалеко от строящейся станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии метро.
В центре, оборудованном по последнему слову техники, обрабатывается информация с интеллектуальной системы видеонаблюдения. Это позволяет оперативно реагировать на любые нештатные ситуации, которые могут возникнуть в метро.
Пассажиры в любой ситуации могут обратиться к консультантам, которые дежурят на многих станциях рядом с турникетами, а сотрудники центра мобильности помогут донести вещи и сопроводят пожилых людей. Все платформы оборудованы информационными панелями, а во многих вестибюлях располагаются инфостойки «Живое общение».
Все это также играет значимую роль в организации пассажирского трафика в метро и облегчает перемещение по городу.
Плата за парковкуПлатные парковки появились в столице совсем недавно, однако уже успели внести свою лепту в борьбу с загруженностью дорог. Главная задача таких парковок – мотивировать жителей города отказаться от личного транспорта в пользу общественного. Вместе с тем это облегчает поиски свободного места в центре и увеличивает пропускную способность.
С каждым годом в Москве увеличивается количество перехватывающих парковок. В 2017 году их число должно увеличиться с 29 до 35. Такие парковки располагаются возле станций метро. Водители могут оставить на них автомобили и пересесть на общественный транспорт. В среднем перехватывающие паркинги заполнены на 86 процентов.
Источник: m24.ru