Поезда по Московскому центральному кольцу через несколько лет смогут ходить без машинистов, а уже в ближайший год движение на дороге будут регулировать всего два диспетчера. За людей все будет делать интеллектуальная система управления.
МЦК, по которому еще недавно ходили лишь грузовые поезда на тепловозной тяге, сегодня - самая современная транспортная система России. Машинисты здесь могут вообще не смотреть в окно - все сигналы им приходят на бортовой компьютер. На основных путях дороги нет даже светофоров - поезда управляются через космос с помощью системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС. «Машинист благодаря компьютеру знает до миллиметра, на каком расстоянии от него находится впереди идущий поезд, - говорит Иван Паристый, главный инженер Московской дирекции управления движения МЖД. - Тем самым обеспечивается полная безопасность движения поездов, интенсивнейший график».
В управлении МЖД на стене диспетчерской смонтирована огромная электронная схема МЦК. На ней в режиме онлайн видно все, что происходит на кольце: где в данный момент находятся все поезда, где какие сигналы включены. Там, где задержка поезда, зеленый составчик на схеме сначала желтеет, а потом, при задержке более 5 минут, краснеет. Диспетчеру сразу становится видно: что-то пошло не так.
Пока в этом случае диспетчеры в управлении МЖД берут управление на себя и «вручную» восстанавливают тактовое расписание. Напомню, поезда на МЦК в час пик идут раз в 6 минут, в остальное время - раз в 12 минут. Диспетчерам помогают дежурные по станциям на местах. Но уже через год основную работу возьмет на себя компьютер - дежурных распределят по другим направлениям. Интеллектуальная система управления уже создана, просто пока она «учится» у живых диспетчеров. Программа установлена в их компьютерах и накапливает информацию обо всех нештатных ситуациях на МЦК и способах их решения, принимаемых людьми - суперпрофессионалами с огромным опытом работы. Их специально отбирали для работы на МЦК. Когда программа накопит необходимый «багаж» больших данных, она сама сможет предложить диспетчеру варианты, как поступить в том или ином случае. В ее распоряжении окажется полная информация: график движения, ограничения скорости, стрелки, возможности объезда-заезда. Диспетчеру останется нажать кнопку и выбрать подходящий вариант. Необходимые команды получат и машинисты, и электрические стрелки, и депо, если нужно, например, вывести на линию дополнительный состав.
Интервалы между «Ласточками» в ближайшее время сократятся с шести до четырех минут.
В перспективе же на МЦК планируют запустить беспилотные электропоезда. «Ласточки», собранные в Верхней Пышме, имеют такую техническую возможность. «Поезда могут ездить по системе передачи электронных предупреждений на борт, - говорит Иван Паристый. - Сейчас в кабине машиниста при движении находятся машинист и его помощник, но мы проводим планомерную работу, которая позволит управлять «Ласточкой» сначала одному машинисту, без помощника, а затем вообще ходить в беспилотном режиме».
Пока же дело до беспилотных поездов еще не дошло, для электронного мозга МЦК есть другая задача - сокращение интервалов. Напомню, столичные власти уже сообщали о планах довести промежутки между поездами в час пик до 4 минут, а в остальное время - до 8 минут. Для этого на кольцо решено добавить еще 13 поездов. И уже к лету интервалы должны сначала сократиться до 5 и 10 минут, а затем до 4 и 8.
Кстати:
Если МЦК стало первым цифровым кольцом, то скоро в Московском регионе появится и первый цифровой радиус - аналогичный принцип работы с тактовым расписанием будет внедрен на направлении Москва - Усово, которое сейчас активно реконструируется.
Источник: rg.ru