Массовое появление беспилотных автомобилей на дорогах России к 2020 году — миф. Эксперты и участники рынка говорят, что технологии создать не проблема — в этом направлении сделано уже многое, но их применение несет колоссальные риски, брать на себя которые сейчас вряд ли кто-то решится.
В настоящее время законодательство большинства стран запрещает использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования. Дальше других в решении этой проблемы продвинулись США, где отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижение беспилотных транспортных систем, приняты на уровне ряда штатов, например, во Флориде, в Неваде и Мичигане.
Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) в 2016 году официально уравняло водителя-человека и электронную систему, управляющую беспилотным автомобилем компании Google. Этим решением фактически устранялось основное препятствие на пути развития беспилотников.
Но законодатели штата Аризона (США) в прошлом году в попытке принять закон, регулирующий использование беспилотных автомобилей на дорогах штата, не смогли разрешить проблему, кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием беспилотника, — владелец машины, разработавшая технологию компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль.
«Технологии для создания беспилотных автомобилей находятся в высокой степени готовности к серии. А целый ряд технических решений, которые нужны для автономного автомобиля, сегодня уже есть в серийных автомобилях; они используются для автономной парковки, удержания автомобиля в полосе движения, поддержания безопасной дистанции между автомобилями. Список этот постоянно расширяется. Но внедрение технологии полностью автономного автомобиля потребует времени, — сказал RNS директор по развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Мейлихов.
«Технологии обогнали необходимые изменения психологии водителей и общества, в законодательстве и техническом регулировании, в создании необходимой придорожной инфраструктуры. Например, сегодня за все, что происходит с автомобилем на дороге, отвечает водитель, и это непреложный принцип, заложенный еще 100 лет назад в законодательство всех стран. Но для беспилотного автомобиля это уже не может быть так, а, значит, законодательство должно меняться в корне», — отметил он.
Принципы и ответственность за управление транспортным средством закреплены в Венской конвенции о дорожном движении (международный договор 1968 года о стандартизации правил дорожного движения). Документ требует от водителей постоянного контроля за своим автомобилем, что препятствует проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования.
Но в марте в рамках Венской конвенции вступили в силу изменения, которые фактически освобождают водителя от ответственности за управление автомобилем, при условии, что система, которая управляет автомобилем, прошла надлежащую проверку соответствия, говорит Мейлихов.
«Проблема в том, что на сегодняшний день никто в мире не знает, как эту проверку делать, но, очевидно, что в будущем, когда эта проблема будет решена, а процесс сертификации отлажен, водитель не будет нести ответственности в случае, если что-то происходит на дороге, когда автомобилем управляет не он, а система автономного пилотирования. Пока такие системы не прошли проверки соответствия — это ситуация сегодняшнего дня — и в обязательном порядке у водителя должна быть возможность подключения к управлению, поскольку именно он несет всю ответственность», — отметил Мейлихов.
Для запуска технологии, по сути, сегодня нужно менять все законодательство, исходя из новых условий, считают эксперты.
«Законодательные вопросы являются сегодня одними из ключевых препятствий эффективному решению проблемы создания беспилотных транспортных средств, как в России, так и во всем мире. К сожалению, сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. В Европе и, особенно, в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов», — считает ответственный секретарь комиссии Госдумы по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров.
Законодатели предлагают разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим.
«Мы однозначно определили, что ответственность за ДТП полностью лежит на водителе беспилотника. Соответствующие изменения должны быть внесены в соответствующие статьи ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, правила дорожного движения, а также и Кодекса об административных нарушениях», — прокомментировал Андрей Черногоров.
Беспилотное транспортное средство должно иметь опознавательные знаки «Беспилотное дорожное транспортное средство», иметь в своем составе технологические средства бортового самописца (черного ящика) для фиксации параметров движения, а также видео- и аудиозаписей дорожной ситуации.
Предполагается, что поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Госдумой до конца 2016 года.
Ученые говорят, что одним из ключевых препятствий для индустрии беспилотников является также и этическая проблема, которую предстоит в будущем решить производителям беспилотных автомобилей. Она состоит в выборе — важнее ли безопасность пассажира безопасности пешехода, отметил ученый из Массачусетского технологического института Джошуа Грин в своей статье, опубликованной в журнале Science.
В рамках исследования автор работы проанализировал результаты шести онлайн-опросов, в которых участвовали жители США с июня по ноябрь 2015 года. Участники отвечали на вопросы, связанные с поведением беспилотного автомобиля. Результаты исследования показали, что в ситуации, где необходимо выбрать благополучие пассажира или пешехода, люди чаще выбирают безопасность пешехода. Те же самые люди отвечали, что автомобиль должен быть безопасным прежде всего для пассажира, когда речь шла об их близких, говорится в исследовании.
Автор исследования отмечает, что производители в любом случае столкнутся с критикой, когда начнут производить беспилотные автомобили массово. Это связано с тем, что им предстоит сделать выбор в пользу безопасности либо пассажиров, либо пешеходов. В обоих случаях их будут обвинять либо в желании убить водителя, либо в недооценке жизни пешеходов.
Но пока многие страны дают зеленый свет беспилотным автомобилям.
Правительство Франции в рамках экспериментального использования разрешило беспилотникам движение по дорогам страны, но только для проведения испытаний, после чего должно быть разработано отдельное постановление, которое установит общие требования к использованию беспилотного транспорта в стране.
Власти страны рассчитывают этими мерами добиться признания страны в качестве «экспериментальной территории беспилотного автомобиля».
Япония также не готова уступать. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже сообщил, что планирует внедрить «беспилотники на колесах» в производство к Олимпийским играм — 2020.
Разработкой беспилотных автомобилей в данный момент заняты многие автоконцерны, среди которых Volvo, BMW, General Motors, Honda и другие. Кроме того, созданием подобных автомобилей или технологий для них занимаются китайская поисковая система Baidu.
А материнская компания Google Alphabet, Ford Motors, Uber, Volvo Cars, Lyft и др., сформировали коалицию для продвижения беспилотных автомобилей, которая намерена выстроить диалог с законодателями, регуляторами и общественностью, чтобы доказать безопасность и выгоды развития самоходных транспортных средств.
Представители коалиции уверены, что беспилотные автомобили снизят нагрузку на трафик и сделают дороги безопаснее, но для допуска беспилотных машин на дороги необходимо внести изменения в федеральные стандарты.
«Если при запуске технологий появится лишь хоть намек на то, что технология небезопасна, общественность поднимет такой гул, что все многолетние разработки можно будет похоронить. Страх — это сильное чувство, и его будет сложно побороть. Поэтому массовое появление беспилотников на дорогах — это вопрос серьезный и, вероятно, не перспектива 2020 года», — сказал RNS один из отраслевых экспертов.
Но Росавтодор уже рассматривает внедрение на дорогах России технологий для беспилотного транспорта. «К 2020 году в мире будет выпущено уже около 10 млн беспилотных машин. В связи с этим российским специалистам необходимо тщательно изучить зарубежный опыт создания инфраструктуры и нормативной базы для беспилотников», — отмечал глава Росавтодора Роман Старовойт.
Источник: rns.online