22-24 марта 2017 г. Орел, ТМК «Гринн»

Новости

08.08.2016

Какой транспорт, где и как можно оплатить в Москве и Санкт-Петербурге без наличных?

Бумажные квитки и жетоны на общественном транспорте постепенно уходят в прошлое. Следующее поколение, возможно, уже не будет знать, что такое «счастливый билетик». Темпы современной жизни и развитие технологий подталкивают транспортные компании к тому, чтобы развивать бесконтактные способы оплаты проезда, как с помощью банковских карт, так и мобильных устройств. Всё для того, чтобы сделать процесс покупки билета более удобным, сократив время на такие операции до минимума.

Даже в крупных региональных мегаполисах за последние пару лет появились проекты бесконтактной оплаты на транспорте, но наиболее развиты данные технологии в Москве и Петербурге. Это вполне логично, ведь в совокупности в двух столицах проживает более 17,5 млн человек, не считая миграционных потоков, так что нагрузка на транспортную систему этих городов просто огромная. Поскольку обзор по всем городам невозможно вместить в одну статью, в iot.ru подробно разобрали московские и петербургские проекты бесконтактной оплаты на транспорте как наиболее масштабные.

Два слова о технологиях

Бесконтактная оплата проезда на транспорте обычно работает на базе двух основных схем: либо оплата производится банковской картой, либо с помощью оснащенных специальными чипами или наклейками мобильных гаджетов. Среди банковских систем, поддерживающих такую возможность, пока в России работают две: это Visa PayWave и MasterCard Pay Pass.

Хотя они пришли на российский рынок достаточно давно, пока далеко не все крупные коммерческие банки поддерживают выпуск таких карт: отчасти это связано с тем, что они более дороги в производстве, а возможности их применения не столь широки, как могли бы быть. Тем не менее, Сбербанк, например, выпускает карты обоих систем. Карты, оснащенные Visa PayWave или MasterCard Pay Pass, обычно маркируются специальным значком . Кстати, указанные системы от Visa и MasterCard могут работать не только на базе самих карт, но и других устройств, включая часы, стикеры и брелоки. Ещё один плюс: для транзакций до 1000 рублей не требуется набирать PIN-код.

В июле Национальная система платежных карт (НСПК) анонсировала разработку мобильного приложения, которое позволит оплачивать услуги с помощью карт МИР с мобильных устройств с помощью специального приложения и NFC, но это как раз пример реализации второй модели. Технология NFC (или Near Field Communication, ближняя бесконтактная связь) позволяет обмениваться данными между устройствами, находящимися на расстоянии до 10 см друг от друга. По этой причине именно в бесконтактной оплате NFC нашла самое широкое применение, но для её использования в устройство должен быть встроен специальный чип.

С NFC в России работает MasterCard, используя её как частный случай свой системы оплаты, а также операторы большой тройки: «Мегафон», «МТС» и «Билайн». Смартфонов с поддержкой NFC у россиян пока не много: по оценкам компании «Связной», их доля на рынке по итогам 2015 года составила 18%. Возможно, популярность NFC вырастет с того момента, как в России начнет работать система Apple Pay: это событие должно случиться в конце 2016 года, система заработает на iPhone 6 и iPhone 6 plus. На сегодняшний день Apple Pay работает только в США, Канаде, Австралии и Китае, а в России её возможности заблокированы. Так что пока преимущества NFC могут оценить только владельцы Android-устройств. Кстати, свой оригинальный NFC-сервис под названием Samsung Pay хочет запустить в России в этом году и одноименный производитель мобильных телефонов.

Универсальные транспортные карты

Начнём с того, что бесконтактной технологий MasterCard PayPass оборудованы «Социальные карты» москвичей, которыми пользуются многие категории льготников и студенты в том числе для оплаты транспортных расходов, а также карта на все виды московского транспорта под названием «Тройка». Кстати, банковские карты с поддержкой транспортного приложения «Тройка» и опять же технологии беспроводной оплаты с 2015 года выпускает Сбербанк.

В Петербурге есть своя карта – «Подорожник»: это также пластик, но не банковский, с его помощью можно оплачивать как подземный, так и наземный транспорт в Северной столице, начиная с 2011 года. Проект реализуется городским Комитетом по транспорту и СПб ГКУ «Организатор перевозок». Кстати, недавно к форм-фактору пластиковой карты был добавлен и фирменный брелок «Подорожник». Интересно, что для «Подорожника» используют оригинальную технологию, не имеющую отношения к NFC.

Наземный транспорт

На наземном транспорте Москвы и Петербурга бесконтактные способы оплаты развиты очень широко: без наличных за проезд можно рассчитаться в автобусах обоих городов, в петербургских троллейбусах и трамваях и даже в некоторых маршрутных такси. Это можно сделать не только с карт «Тройка» и «Подорожник»: подобные сервисы на базе NFC работают у крупных сотовых операторов.

Так, с августа 2016 года «Билайн» запустил в Санкт-Петербурге систему оплату проезда в общественном транспорте через NFC. Абонентам предлагается пластиковая карта или наклейка, которая равнозначна карте «Подорожник»: наклеивать её можно не только на телефон, но и вообще на любой подходящий предмет, сообщили iot.ru в пресс-службе мобильной компании. «Билайн» в данном проект выступает как платежный партнер «Подорожника», списывая деньги с мобильного счета абонента и, кстати, предлагая 10% в виде кэшбека. Кроме того, уже достаточно давно абоненты «Билайна» могут завести виртуальную банковскую карту в NFC-смартфоне под названием «Карта Билайн».

Подобный проект стартовал в Москве ещё в сентябре прошлого года: в нём участвуют все три крупных сотовых оператора – «МегаФон», МТС и «Билайн». Проект на базе технологий NFC реализован совместно с Департаментом транспорта, Московским метрополитеном, транспортными предприятиями Москвы. Сервис «Мобильный билет» позволяет оплачивать проезд с мобильного счета, просто поднеся телефон к турникету в транспорте: карта «Тройка» теперь встроена прямо в SIM-карту мобильного телефона. На сегодняшний день почти 30 тыс. абонентов «МегаФона» пользуются сервисом, рассказали в компании порталу IoT.ru.

Кроме того, на NFC-SIM-карте МТС кроме «Мобильного билета «Тройка» также доступен сервис «Мобильный кошелек» с записанной в виде приложения банковской картой «МТС Деньги» MasterCard от МТС Банка. Совмещение двух сервисов на одной NFC-SIM-карте МТС позволяет оплачивать «в одно касание» не только проезд в общественном транспорте Москвы, но и товары и услуги.

Выборочно в общественном транспорте двух крупнейших российских городов можно оплатить проезд и обычной банковской картой. Например, в Петербурге возможность оплаты картами PayPass/PayWave реализована не только в метрополитене, но и в трамваях маршрута №3, троллейбусах №5, автобусах №39 и 39Э, а также в маршрутке К-39.
Как рассказала iot.ru пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова, на маршрутах №39 и №39Э, курсирующих между станцией метро «Московская» и международным аэропортом Пулково в 2015 году впервые в России в решении для наземного транспорта был совмещен и бесконтактный, и обычный способ оплаты картой. Оплатить проезд можно, как проведя карту магнитной полосой через терминал или вставив ее в ридер, так и в одно касание бесконтактными банковскими картами и другими устройствами с бесконтактным чипом (часами, брелоком и т.д.).

Заметим, что Петербург – единственный город в России, где проводится подобный эксперимент. Запуск безналичной оплаты стал возможен, благодаря технологии Pay@Gate и установке на поручнях в салоне специальных устройств-ридеров. Стоимость одного аппарата – 30-50 тыс. руб. «В этом году наше предприятие намерено протестировать возможность оплаты проезда с помощью QR-кода», - сообщили также в петербургском предприятии.

Метрополитен

Метрополитен Москвы начал принимать бесконтактную оплату картами MasterCard PayPass с 2013 года, а в 2015 году такая возможность появилась и у пассажиров питерской «подземки». Это помимо тех возможностей бесконтактной оплаты, которые предусмотрены картами «Тройка», «Подорожник» и «Мобильным билетом» в Москве на базе NFC (они рассмотрены выше – не будем повторяться).

Рассмотрим, как работает PayPass на петербургском примере. Здесь это совместный проект ГУП «Петербургский метрополитен», Комитета по транспорту СПБ, системы MasterCard и банка «Санкт-Петербург». На каждой станции только один из турникетов оснащен системой бесконтактной оплаты, но идентифицировать его легко с помощью бросающихся в глаза наклеек. Скидок по числу поездок, в отличие от транспортной карты «Подорожник», здесь не предусмотрено, но сам банк популяризует сервис, возвращая клиентам 87% стоимости поездки через бонусную программу «ЯРКО».

Электрички

Что касается электричек, то здесь в развитии бесконтактных способов оплаты в большей степени преуспели московские железнодорожники. На «Аэроэкспрессах», входящих в единую систему оплаты «Тройка», возможность рассчитаться без наличных купюр работает с 2011 года.

В третьем квартале 2016 года москвичи смогут оплатить проезд на электричке с баланса электронного кошелька карты «Стрелка», пообещала ранее «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК). Также ранее исполнительный директор ОАО «ЦППК» Максим Дьяконов сообщил СМИ, что в 2016 году начнется полноценное тестирование пилотного проекта по оплате проезда с помощью банковских карт и мобильного телефона при помощи технологии PayPass, PatWave и NFS. Пока итоги этого проекта представлены не были.

В Северной столице сервис бесконтактной оплаты на базе PayPass поддерживается в 98 терминалах для покупки пригородных билетов, установленных на центральных петербургских вокзалах. В планах «СЗППК» в 2016 году обеспечить возможность оплаты проездных документов банковской картой в 130 кассовых окнах и увеличить число терминалов самообслуживания, принимающих банковские карты, до 198. Также в компании обещают запустить сервис по переводу сдачу от покупки билета через автомат на счет мобильного телефона.

Источник: www.iot.ru


Возврат к списку